Сyon писал(а):
Интерьвью
АНДРЕЙ ЧЕРНЫШЕВ:
"В болоте сидеть легче, чем играть на скрипке"
Беседу вела Маргарита ДАВЫДОВ
Актер Андрей ЧЕРНЫШЕВ минувшим летом установил своеобразный рекорд: на всех трех федеральных телеканалах одновременно шли сериалы с его участием. Сегодня выпускник Щепкинского училища и артист Театра Ленком - один из самых востребованных. В летние месяцы он умудрился сниматься в пяти новых проектах. География его съемочных экспедиций, помимо студий Москвы, широка: Петербург, Новгород, Торжок, Одесса, Киев, Минск, Алма-Ата, Баку, Крым, Кабардино-Балкария... Осенью в прокат выйдет новый художественный фильм "Потерянная в Чечне", где Андрей Чернышев исполнил главную роль.
- Андрей, когда состоялось ваше первое знакомство с "десятой музой" и какой фильм стал для вас самым запоминающимся?
- Классический французский фильм "Картуш" с участием Бельмондо, и, что самое удивительное, я это хорошо запомнил, хотя мне в то время было три года.
- Ваши родители - педагоги. Что же вас подтолкнуло выбрать профессию актера?
- Я примерно с десяти лет уже знал, кем стану в будущем, просто предпочитал на эту тему не распространяться - почему-то стеснялся. Я родился в Киеве, после окончания
3-го класса вместе с семьей переехал жить в Читинскую область. Наша школа располагалась в горном ущелье, в поселке, и была небольшой - в моем классе, например, учились лишь четыре человека, а всего в ней числилось около 60 учащихся. И мама вела там театральный кружок, в котором увлеченно занимались все дети, в том числе и я. Но, несмотря на то что я переиграл массу самых разнообразных ролей - от принцев до чудовищ, все равно до конца 9-го класса не решался сказать даже собственным родителям, что хочу поступать учиться "на артиста".
- Когда в первый год после окончания школы вы не поступили в театральный вуз и год работали в Театре русской драмы имени Леси Украинки, вам там роли не предлагали?
- Действительно, год я трудился подсобным рабочим и на сцене бывал только в этом качестве, хотя у меня долгое время теплилась надежда: вдруг режиссер заметит меня и пригласит сыграть какую-нибудь роль. Чуда, конечно, не произошло. На следующий год я взял в театре отпуск за свой счет и снова отправился в Москву. После первого прослушивания в Щепкинском училище попросил сказать, буду ли я допущен ко второму туру, а мне сразу объявили о зачислении.
- Наверное, вам, как серебряному медалисту, учеба "на артиста" давалась относительно легко?
- Вы ошибаетесь. Роли мне доставались всякие - и герои, и характерные, но дело в том, что я скверно их играл. Очень старался и теперь понимаю, что это была главная ошибка. В студенческие годы мне довелось участвовать в костюмных постановках - по пьесам Брехта, Тирсо де Молины, Эдуардо Де Филиппо. В 1994 году в выпускном спектакле "Мой бедный Марат" по пьесе Алексея Арбузова я исполнял роль Марата, и нельзя сказать, что остался доволен своей работой. Мне казалось тогда, что играл я из рук вон плохо. Хотя этот спектакль помнят. Одним из ведущих преподавателей в Щепке была Римма Гавриловна Солнцева, она вела "мастерство актера". Каково же было мое удивление, когда весной этого года выпускники Р.Г.Солнцевой съехались на ее юбилей и ребята с курса, который она ведет в настоящее время, среди наиболее запомнившихся назвали тот самый спектакль "Мой бедный Марат" с моим участием.
- А первое приглашение в кино тоже состоялось в студенческие годы?
- Да, в начале 90-х годов я был утвержден на главную роль в одном фильме, но его производство было остановлено. И, как я сейчас понимаю, слава богу, потому что это был сценарий, свойственный тем временам - с ужасной чернухой, и картина, конечно же, вышла бы соответственной. В мою пользу сыграл тот фактор, что у меня была добротная спортивная закалка - ведь в школьные годы я серьезно занимался и борьбой, и плаванием. Так что занятия по сцендвижению шли успешно. А наш педагог Владимир Ефремович Пивоваров, одновременно - отличный каскадер, приметил меня во время занятий по фехтованию и постановке драк, после чего стал рекомендовать на исполнение трюковых эпизодов в разных фильмах. Я это делал с огромным удовольствием, а во время студенческих каникул даже выезжал в свои первые экспедиции, например, в Ялту, где ставились драки на корабле. Поэтому, если сейчас где-то в картинах возникает возможность продемонстрировать свои способности, исполнив тот или иной трюк, я с удовольствием делаю его сам.
Первую большую роль мне доверил режиссер Валерий Ахадов в четырехсерийной мелодраме "Свободная женщина". В самом начале съемки он задал мне вопрос: "Как тебе удобно будет работать?" - и потом создавал настолько комфортные условия, что можно было целиком думать лишь о творчестве. Мой герой там поначалу был не очень хорошим человеком, но со временем понимал, что упустил настоящую любовь, и пытался загладить свою ошибку. За последнее время более остальных на меня произвел впечатление Мухадин Иззат Кандур, у которого я снимался в картине "Потерянная в Чечне". Это американский режиссер, мастер голливудского уровня, съемки шли на английском языке, что создавало дополнительные трудности, но и вместе с тем было безумно интересно. Картина рассказывает о любви черкесского скрипача и английской девушки, приехавшей в Чечню и попавшей в плен, но пытается одновременно рассмотреть еще несколько насущных проблем, в настоящее время активно обсуждаемых во всем мире.
- Ваши самые памятные партнеры?
- Французская актриса Анни Жирардо, вместе с которой я снимался в картине Валерия Ахадова. Она играла мою маму-испанку, у нас было не так много совместных сцен, но работа с ней стала запоминающейся. Она потрясающе работает, с полной отдачей. Снимаясь в сериале "Право на любовь", который совсем недавно прошел по ТВ, я с огромным удовольствием открыл для себя как партнершу актрису Елену Корикову.
- Какие роли вы успели сыграть за лето?
- В Минске я снялся вместе с Андреем Соколовым в четырехсерийном детском фильме "Три талера" у режиссера Игоря Четверикова. Немного работы осталось в полнометражной киноленте "Любовь и страхи Марии" В.Чубрикова. Там у меня положительная роль. Вскоре на одном из телеканалов должен выйти четырехсерийный фильм "Форс-мажор" Игоря Шавлака, который снимался компанией "Югра" в Ялте. Летом я также снимался в фильме "Кавказ" Фарида Гумбатова. Это будет красивая романтическая "лав стори". Съемки проходили в Баку, вместе со мной в одних сценах работали актрисы Любовь Толкалина и Ада Николаевна Роговцева. Я впервые оказался в этом городе и просто был поражен его красотой и тем, как к нам относились люди, - это было настоящее широкое гостеприимство и такое искреннее радушие!
- А каким увидят в предстоящем сезоне актера Чернышева театральные зрители?
- Вскоре у меня должна состояться встреча с одним известным режиссером по поводу новой постановки. Пока не хочу об этой работе рассказывать - многое еще не решено.
- А в кино есть новые приглашения?
- Да, я должен начать сниматься в 16-серийной картине "Карамболь" у Владимира Дмитриевского, там у меня одна из главных ролей.
- У вас не иссякает поток предложений, как вы все успеваете?
- Все зависит от того, каков рабочий график. Вот прошедшее лето у меня было очень тяжелое. Я вставал в 7 - 8 часов утра, потому что приходила машина, ехал на съемки, откуда возвращался в час-два ночи. Если приходилось сниматься в двух картинах, то на сон оставалось по 3 - 4 часа. А когда выдавался свободный день, то я позволял себе очень поздно подняться, отлеживаясь за все предыдущие, мог вообще из дома не выходить. Конечно, спорт помогает держать форму.
- Вы поющий актер?
- Да. Ленком - театр, где буквально всем приходится петь. Только в "Юноне" и "Авось" я пою вместе со всеми в массовке, а вот в спектакле "Королевские игры" соло исполняю одну арию. В Щепкинском училище у нас был очень хороший педагог по вокалу, но тогда я разгильдяйски к этому относился, а потом у меня долгие годы существовал комплекс, что я не могу петь. Тем не менее, когда однажды возникла такая необходимость, я стал брать уроки вокала у известного музыканта Геннадия Трофимова, уникального по одаренности, который работает у нас в театре. Поэтому, когда пришла пора запеть, я воспринял это совершенно спокойно. Мне даже предлагали участвовать в фильме-мюзикле, но не понравился сценарий.
- Вы такой востребованный актер, чем вас можно заинтересовать при выборе роли - что привлекает, часто ли приходится отказываться?
- Не могу сказать, что я такой уж востребованный. Раньше я никогда не отказывался от предложений, одно участие в съемке, возможность постоять перед камерой меня просто вдохновляли. Сейчас, когда уже есть свобода выбора, то чаще всего отказываюсь от фильма, в котором моя роль с сильным "криминальным уклоном" - это я уже играл, зачем повторяться. Заинтересоваться могу любым материалом, даже если вначале он кажется не очень увлекательным. Дело - в режиссерском решении задач, в интерпретации. Потом, по мере врастания в материал, я обязательно влюбляюсь в свою роль. Главное, чтобы во время работы было не скучно. Бывает, конечно, выходит фильм, и ты понимаешь, что он получился так себе, но работать над каждым из них я всегда стараюсь честно и с нужной самоотдачей.
- Вы сами выполняете трюки, случалась ли на каком-то фильме неординарная ситуация, поставившая в тупик?
- Самое трудное было, когда в фильме "Потерянная в Чечне" мне пришлось исполнять роль скрипача. Для этого пришлось изучать приемы игры на скрипке, чтобы хоть как-то имитировать исполнительство. Это незабываемо тяжелый труд, по сравнению с которым все остальное - просто детские игрушки. В современном детском фильме "Три талера", который снимался этим летом, происходят поиски клада, зарытого еще солдатами Наполеона. Мой персонаж - непонятый гений, который вместе со своими подручными вершит гадости, - должен был мокнуть в болоте, причем в самом настоящем, с пиявками. И я не скажу, что для меня это было затруднительно. Даже наоборот, во время съемок на улице было жарко, а в болоте - прохладно, так что я с некоторым удовольствием в него прыгал. И в болоте оказалось сидеть легче, чем играть на скрипке.
Кинопроект международный может стать народным
2005-05-07 14:25:20
Осенью на экранах кинотеатров запланировано начало проката художественного фильма «Потерянная в Чечне». Производство – Sindika Productions (Россия) и Ena Films (Германия), техническое обеспечение – компания «КиноБанк».
Выход этой киноленты, в значительной мере профинансированной российским Министерством культуры, обещает быть неординарным событием по многим причинам. Во-первых, ее создателем, то есть - одновременно автором сценария, режиссером-постановщиком, продюсером и композитором - выступает Мохидин Иззат Кандур, личность настолько яркая на мировом небосклоне, что требует о себе отдельного повествования. Во-вторых, картина, рассказывающая от любви современных Ромео и Джульетты – черкесского скрипача и английской девушки, приехавшей в Чечню с миссией «Врачи без границ» и попавшей в плен к бандитам, - пытается одновременно рассмотреть еще несколько насущных проблем, в настоящее время активно обсуждаемых во всем мире. По наблюдениям самого режиссера, большинство репортажей, которые сегодня создаются западными корреспондентами о событиях в Чечне, бывают настолько одноплановыми, что вольно или невольно формируют у зрителей опасную ассоциацию – «раз житель Кавказа, то, наверняка, - бандит». Чтобы развенчать эту тенденцию, Мохиддин Кандур попытался создать киноленту, в которой идет рассказ об общечеловеческих ценностях, не теряющих своего назначения даже на фоне военной опасности.
Сценарной основой фильма стал роман самого Мохидина Кандура – сына кабардинских эмигрантов, совсем недавно получившего российское гражданство (с 1995 года он живет и работает в Москве), человека уникального во всех отношениях. Несмотря на то, что Кандур большую часть своей жизни провел в США, его многогранные таланты интернациональны. Он работал в кинопроизводстве и в бизнесе, сочинял музыку и писал книги. Его известная трилогия «Кавказ» стала бестселлером. А после премьеры его концерта в Государственной консерватории им. Чайковского 7 февраля 2001 года он был назван «новым человеком Ренессанса». В настоящее время наградной фонд «Возрождение Отечества» выдвинул Кандура на соискание Золотого орденского креста «За самоотверженный труд на благо Отечества». Этой награды удостаиваются государственные, общественные и культурные деятели, которые внесли значительный вклад в строительство российского государства. В свое время такой награды были удостоены Армен Джигарханян, Владимир Наумов, Эльдар Рязанов.
Главный герой картины «Потерянная в Чечне» - молодой человек по имени Руслан (артист театра «Ленком» Андрей Чернышов), невероятно талантливый студент Санкт-Петербургской консерватории, который вдруг начал терять уверенность в своих силах. Чтобы разобраться в самом себе, он удаляется в горы, где предполагает вернуть себе душевный покой. Он поселяется в охотничьем домике, и его единственной связью с окружающим миром остается такой же юный альтист Азамат (Саид Дашук-Нигматуллин), еженедельно навещающий друга. Картина начинается символически – на высоком склоне горы Руслан играет на скрипке, когда происходит его встреча с раненой девушкой, убежавшей из плена, куда она была взята заложницей. Главную женскую роль Джулиа Даунинг в фильме играет английская актриса Джули Кокс. Современная европейская кинозвезда, она сыграла главные роли более чем в десятке крупных картин и сериалов («Дети дюны» - США-Германия, где она снялась вместе с Сьюзен Сарандон, «Ангел для Мэй», «Байрон») и стала лауреатом премии «Оскар» за роль в картине «Эта прекрасная жизнь» в 1995 году. В остальных ролях заняты известные зарубежные актеры Рупер Фрейзер и Джеймс Уоллас, а также русский актер Егор Пазенко, чеченский актер Мел Борз и другие.
Кинолента «Потерянная в Чечне» поведает историю возникновения любви людей, практически, - словно прилетевших с разных планет, поскольку у каждого из них имеется своя самостоятельная точка зрения на проблемы Кавказа и войны, а у девушки – еще и свое мнение о мужчинах вообще. Эмансипированная американка встречает молодого кабардинца и, тем самым, сталкивается с абсолютно иной культурой и человеческим поведением. Поступки, которые принято считать обыденными для современного капиталистического строя, для него неприемлемы, поскольку просто «не вписываются» в рыцарские каноны жителей гор. В течение всего фильма она будет вспоминать собственное прошлое, и постепенно, в ходе всей картины у нее начнет меняться отношение к парню, который находится рядом с ней, и который, чтобы не потревожить ее покой, даже спит на пороге своей хижины, обернувшись в бурку. С каждой сценой взгляд Джулии будет становиться все теплее и теплее, а в результате повседневного трепетного к ней отношения Руслана, для нее откроется совсем другой мир, она начинает ему доверять. Благодаря ее небольшому запасу русских слов и тому, что Руслан немного владеет английским языком, молодые люди разговаривают, но многие их чувства передает музыка – юноша-скрипач каждый вечер становится на откосе скалы, на фоне поразительных по красоте гор и играет на скрипке.
В итоге, молодые люди все же найдут выход из сложной ситуации путем взаимопонимания и встречных компромиссов. Постепенно между ними сначала возникнет интерес друг к другу, который, не угасая, будет усиливаться в русле взаимного уважения, а затем перерастет в любовь. В картине будет немало и сцен, вызывающих у зрителя улыбку – по мнению Кандура, любой кинофильм должен содержать в себе элементы, поддерживающие внимание зрителя. Зато любителям эротики придется немало разочароваться – в этой поэтической балладе все взаимоконтакты героев ограничены лишь возвышенными трогательными прикосновениями друг к другу. А военный фон в фильме вообще будет только угадываться – батальные сцены вообще отсутствуют. Те, кому уже удалось увидеть картину, единодушны в том, что, наконец-то, нам предложат для показа киноленту, снятую в добротных традициях классического отечественного кино, даже, в хорошем смысле этого слова, в чем-то наивную.
Кроме того, в фильме происходит осуждение националистической военной агрессии. Герой картины, обращаясь к бандитам, произносит значащую фразу: «Вот из-за таких, как вы, к чеченцам плохо относятся». А кончается все церемониалом венчания Азамата с его невестой, который происходит по всем кавказским традициям – с соответствующими костюмами и музыкой.
Интернациональная съемочная группа работала в Кабардино-Балкарии и в Москве. Причем, работа над фильмом совпала с рядом произошедших трагических событий – самолетными катастрофами и событиями в Беслане – в экспедицию не смогли прилететь западные продюсеры, и их функции пришлось экстренно принять на себя супруге и творческому партнеру режиссера Любови Балаговой. В съемочной группе стали раздаваться тревожные телефонные звонки – родственники актеров и их агенты волновались, просили прервать работу над фильмом, чтобы не подвергать людей риску. Но этого было сделать невозможно, потому что группа являлась международной, например, оператор Франк Грюнерт и звукорежиссер Роби Гойвер прилетели из Германии, и в число инвесторов также входили иностранцы. Только поддержка министра культуры России Александра Соколова помогла завершить всю работу.
Мохидин Кандур давно сам пишет музыку к своим картинам, «Потерянная в горах» не стала исключением. В мелодиях, которые вскоре польются с киноэкрана, мы услышим интонации кавказских напевов. Поскольку, согласно сюжету, два главных героя – скрипач и альтист, то актерам Андрею Чернышову и Саиду Дашук-Нигматуллину пришлось брать уроки игры на скрипке и альте. О прилежании, которое они проявили в этот период, можно рассказывать легенды. Кандур, как в свое время и русский композитор Александр Скрябин, придерживается того мнения, что наивысшая форма искусства – музыка, способная преобразовать душу человека и сферу его существования, надо только найти нужные средства ее выразительности.
Фильм «Потерянная в Чечне» уже можно считать состоявшимся проектом, поскольку, посмотрев отснятый материал, немецкие продюсерские компании приняли решение оказать поддержку новому проекту Мохидина Кандура. Вскоре режиссер приступит к съемке очередного фильма – «Иван Грозный и Мария» по поэме кабардинского поэта Любы Балаговой. Он расскажет о том периоде средневековой Руси, когда женой царя была кабардинская княжна Кучинай Темрюковна. А картина, которую широкий зритель сможет увидеть осенью, служит своего рода призывом к согласию и примирению, исходящего от великого кавказца, которого мы практически не знали, несмотря на то, что его имя вошло в книгу «The Global500-leaders For The New Century» (500 лидеров мира для нового столетия) изданную в США издательством "Баронс. Кто есть кто". Авторский фильм про любовь в горах Кавказа пронизан искренней любовью режиссера: так «вкусно» снимать картины гор может человек, который вырос вдали от них, но всю жизнь мечтал к ним вернуться.