Виктор Вержбицкий: «Если речь заходит о гонорарах, жена — лучший советчик»
До конца года на экраны выйдут приключенческий боевик Павла Санаева «На игре», комедия Глеба Орлова «Наша Russia: Яйца судьбы», фантастика Александра Войтинского «Черная молния» — в каждом фильме Виктор Вержбицкий играет одну из главных ролей. Кроме того, он озвучил главного злодея в анимации Люка Бессонна «Артур и месть Урдалака».
— Виктор, вы в детстве каким были?
— Абсолютно замкнутым ребенком, совершенно некоммуникабельным, закрытым. Раскрепостился, когда в старших классах школы у нас организовался драматический кружок, в который я начал ходить. И только когда я надевал костюм или мне накладывали грим, я преставал быть самим собой, и весь мой зажим пропадал. В другом обличье я чувствовал себя свободно. Со временем я уже мог общаться, шутить и легко себя вести.
— Родители были авторитетом для вас?
— Они были очень строгие. Много работали. А я принадлежал только бабушке, которая работала в театре. Поэтому все свободное время я проводил там.
— А чем-то ещё в детстве занимались, были какие-то другие увлечения?
— Я абсолютно ограниченный человек в этом смысле, ограниченный театром.
— Значит, проблемы выбора профессии перед вами не стояло?
— Да, я вырос в театре, и этой проблемы у меня не было. Хотя и специального, назидательного совета идти именно в эту профессию не поступало. Просто я настолько был заражен театральным вирусом, что у меня не было отвлечений ни на какую другую профессию. Я так любил и люблю театр, так верен ему, что у меня не было никаких других соблазнов. Я всегда хотел заниматься только этим.
— Начинали вы кукловодом.
— Да, моя первая запись в трудовой книжке — «Артист кукольного театра». Но это только так записано, что артист, на самом деле кукла у меня не говорила, я только её водил. Какие-то первичные навыки приобрел — я работал и с тростевой куклой, и с перчаточной. То есть было «кукловождение», а звуки никакие не издавал. Проработал я там всего год. А потом освоил многие театральные профессии: был и монтировщиком, и мебельщиком, и реквизитором, и в массовке играл.
— Правда, что вашей первой ролью был кот Леопольд?
— Да, все молодые артисты играют в сказках, и я, окончив институт, сыграл в спектакле «День рождения кота Леопольда» (улыбается).
— Вы уже давно дружите с Тимуром Бекмамбетовым. Как познакомились?
— Мы познакомились в институте: он учился на художественном отделении по специальности «сценограф», а я — на актерском. Вот с той поры мы дружны. Ещё в институте начинали делать совместные работы, а потом, уже после его переезда в Москву, началось наше «взрослое» сотрудничество. Это реклама банка «Империал», а потом фильмы: «Пешаварский вальс», «Гладиаторы» и два «Дозора», «Ирония судьбы». Почти все — фильмы Тимура, и я принимаю в них участие.
— То есть то, что вы стали известны российскому зрителю, было заслугой Тимура?
— Безусловно, его заслуга! Его и одного моего товарища, ещё с ташкентских времен. Мы занимались с ним во дворце пионеров, будучи ещё школьниками. Это Игорь Золотовицкий, актер МХАТа. Благодаря этим двум людям я приобрел поддержку и в принципе то, что имею сегодня. Потому что без их помощи, наверное, ничего бы этого не было.
— У вас жена — бывшая актриса, с ней советуетесь в выборе ролей?
— Она уже давно работает в другой сфере и у нее свое дело. Но вообще, в целом, я с ней советуюсь, просто она уже довольно далека от профессии. Зато если речь заходит о гонорарах, жена — лучший советчик. Она у меня бизнес-леди как никак (смеется).
— Кто ваш главный критик?
— Только я.
— Ваш сын живет за границей, часто к вам приезжает?
— Нет, чаще я к нему приезжаю. Он живет в Израиле, но я стараюсь поддерживать с ним связь. За моими премьерами он, конечно, следит. Там тоже смотрят все наши фильмы, покупают на DVD.
— Внуков вам ещё не подарил?
— Нет, пока нет. Он ещё молодой, только что отслужил в армии. Пусть не торопится, с таким делом спешка ни к чему.
— Вам недавно исполнилось 50 лет. Полвека — это много?
— Я отношусь к возрасту так, какой он есть: со своим самочувствием, со своими взглядами на жизнь, с работами, которые я делаю. А как этот возраст сказывается в физическом смысле, не знаю.
— Если подвести некий итог жизни, вы добились всего, чего хотели, или остались ещё невспаханные территории?
— Нет, конечно, не всего, чего хочу. И этого уже не добьюсь. Потому что после переезда в Москву поменялась моя творческая биография, тут все пришлось начинать с самого начала, мне приходилось играть не совсем то, чего хочется. Но здесь новая жизнь, новые обстоятельства: Я был новым лицом для Москвы, поэтому столица и дала мне те роли, которые я играю. Я с этим согласился и оказался тем, кто я есть сейчас.
— Например, вашим голосом заговорил главный злодей мультфильма «Артур и месть Урдалака». Раньше приходилось озвучивать мультики?
— Да, но это было уже довольно давно, ещё в Ташкенте. Я озвучивал прекрасный мультфильм «Счастливый принц» по Оскару Уайльду. Читал и авторский текст, и слова персонажей. Больше я этим не занимался.
— Если сравнить тот опыт и нынешний, чувствуется разница?
— Сейчас было труднее, потому что я не видел мультфильм, не знаю его первой части. Сложность заключалась в том, что не было времени на подготовительную работу, приходилось достаточно мобильно ориентироваться: смотреть кусок — и сразу его озвучивать. Так что представления о своем персонаже у меня приблизительные, и я старался реагировать на картинку и на замечания, которые мне делал режиссер.
— А как вам поступило предложение озвучить мультик?
— Мне позвонили со студии и предложили эту работу без проб. Конечно, я не сомневался: мультфильм на слуху, режиссер известный и знаменитый, а «Пифагор» — достаточно представительная студия озвучания. То есть все слагаемые сложились — я согласился. К тому же я люблю пробовать все новое.
Наше досье
Виктор Вержбицкий родился 21 сентября 1959 года в Ташкенте.
В 1983 году окончил Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Островского, где познакомился с Тимуром Бекмамбетовым.
Снялся в картинах: «Пешаварский вальс» (1994), «Мама не горюй» (1997), «Сибирский цирюльник» (1998), «Тайны дворцовых переворотов» (2001), «Gladiatrix» (2001), «Ночной дозор» (2004), «Турецкий гамбит» (2005), «Адмиралъ» (2008).
Женат, есть сын.
Источник: "Труд"