На мой взгляд интересная статья (
http://www.ostankino.ru/magazin/archive ... _version=1.).
Адрес документа:
http://www.ostankino.ru/magazin/archive ... xt-60.html
Архив номеров
Творческое объединение "Экран": 35 лет и 36 тысяч фильмов
"Экрану" — 35. Пятнадцать из них он безмолвствует. Фильмы, которые создает его правопреемник, родственно близки к творению предка. Но их так мало... И хотя на многих смотрах и фестивалях их одаривают призами, в программах центральных телеканалов России они незаметны.
Телекино
Сказать, что была такая "империя кино" — ТО "Экран", — мало. Было доброе кинематографическое время, когда на телевизионные экраны страны (той) каждый день выходил новый фильм. Жанр — разный, но фильм обязательно новый. (Пишу об этом и думаю: сдерживай себя в суждениях. Ведь всяк судит да рядит, как ему выгодно, и не скупится, конечно, на выводы в пользу своего суждения. Мнение человека — всегда во власти его пристрастия... Ну, не могу я быть беспристрастным! Уж больно величественной и достойной, гордой и работящей была кинодержава по имени "Экран", к которой я прикоснулся краешком своей творческой судьбы).
В 1968 г. была создана первая в стране (СССР) профессиональная организация, которой предписывалась творческая задача — создание телевизионных фильмов. Даже в киношной среде не все знают, что среди волонтеров, посмевших первыми переступить порог этого мирокиноздания, были М.Хуциев и М.Захаров, Э.Рязанов и А.Прошкин, Е.Ташков и Э.Лотяну, С.Говорухин, А.Бланк, Т.Левчук, С.Дружинина, Э.Уразбаев, В.Зобин, В.Мотыль, В.Дербенев, В.Басов, А.Карпов...
Сергей Николаевич Колосов своим многосерийным фильмом первым вызвал на себя огонь пристрастия к телевизионному кино. Сколько было радости и восхищения, благодарности и личной признательности появившемуся экранному авторитету за то, что в своем киноромане " Вызываем огонь на себя" (4 серии) он в деталях, так похожих на подлинные, рассказал об отчаянных действиях подпольной организации и партизан, оказывавших Советской Армии бесценную помощь в уничтожении крупной авиационной базы фашистов на Брянщине.
Те, кому за пятьдесят, помнят, как с замиранием сердца каждый вечер ждали в гости "Адъютанта его превосходительства" и героев "Операции «Трест»"... А несколькими годами позже на всех телеэкранах будут медленно проходить перед зрителем семнадцать мгновений весны, и режиссер фильма Татьяна Лиознова в одночасье станет примой телевизионного киноискусства. По иронии судьбы, мы станем свидетелями не похожей на нашу жизни — благодаря таланту мастера, окропившего страну "легким паром". И гений Эльдара Рязанова многие годы подряд будет возвращать нас в ту новогоднюю ночь, которая впервые явила нам рожденное им телевизионное чудо.
"Был месяц май... " М.Хуциева и "Ах, водевиль, водевиль" Г.Юнгвальд-Хилькевича, "Авария" В.Жалакявичуса и "Анна Павлова" Э. Лотяну, "Батальоны просят огня" А.Боголюбова и В.Чеботарева, "Благочестивая Марта" Я.Фрида, "Бешеные деньги" Е.Матвеева, "Дети солнца" Л.Пчелкина, "К.Вавилов" А.Прошкина... Боже мой, сколько их было!
Можно еще долго — по годам и темам, по сюжетам и жанрам — перечислять названия фильмов и имена их создателей. Потому что каждый год творческое объединение "Экран" выпускало на киностудиях системы "Госкино" и на собственных съемочных площадках до 120 одно- и многосерийных художественных фильмов, фильмов-спектаклей, фильмов-балетов, фильмов-опер и музыкальных фильмов-портретов. А их — этих творческих лет — было более двадцати.
Все ли было удачным? Конечно, нет. Проходящие, на один показ, работы тоже были. Но, как правило, они становились предметом критического анализа редакционных советов и сценарной коллегии творческого объединения и, конечно, удостаивались обязательного внимания партийной прессы. Появлялись строгие приказы руководителей ведомства, следовали поучительные разговоры на Старой Площади, втихую вползала зависть беспомощных коллег, облекаемая в "творческие записи" для парткома... Была, конечно, и "полка". Ее никто и никогда не видел. Но она была. И отвратительное: "Я фильм не видел, но он мне не нравится" порой на годы выбивало блистательных творцов из рядов сражающихся.
Несколько лет подряд значился в перспективном тематическом плане объединения фильм по роману М.А.Булгакова "Собачье сердце". "Нежелательно"... Кто, когда и где это говорил — сейчас вспоминать неинтересно. Но сценарная коллегия объединения настояла, и режиссер В.Бортко снял на киностудии "Ленфильм" картину по нашему заказу. На коллегии Гостелерадио все в один голос заявили, что это — "то кино, которое нужно советскому зрителю". Правда, на улицах Москвы была уже осень 1989 года...
Счастье, как говорится, на стороне отважных. А их было больше чем слабаков и трусов. Знакомясь с очередной новой работой того или иного мастера, мы убеждались, что самая большая радость жизни любого работника объединения — в творчестве. Вот имена тех, кто творил лучшее в стране телевизионное кино (и пусть меня простят те, кого я в силу простой забывчивости не назову): М.Казаков и В.Титов, Б.Дуров и Г.Шермухамедов, А.Белинский и В.Ахадов, В.Бортко, В.Краснопольский и В.Усков (их "Зов" воистину стал вечным — зов к надежде и уверенности, к тому, что называется человеческой мудростью и совестью; многосерийный фильм "Вечный зов" по роману А.Иванова стал событием, прожитым всей страной), Н.Засеев и А.Жебрюнас, А.Бренч и Б.Худойназаров, А.Бланк и Т.Левчук, С.Дружинина и Э.Урозбаев, В.Зобин и В.Мотыль, В.Дербенев и В.Басов, А.Карпов и М.Орлов...
Грешно не упомянуть, что любое кино начинается с замысла. Первичным материалом нас радовали известные литераторы, журналисты, мастера сценарного искусства (вновь опасаюсь оказаться забывчивым и кого-то упустить): Юрий Визбор и Виль Липатов, Иван Менджерицкий и Борис Добродеев, Александр Белинский и Анатолий Рыбаков, Александр Галич и Станислав Говорухин, Александр Марьямов и братья Вайнеры, Кир Булычев и Марк Розовский... Спасибо им за умное, доброе слово, из которого потом получалось мозаичное кинопанно.
И эта цепочка размышлений об именах и достоинстве сделанного непременно приводит нас к воспоминаниям о когорте выдающихся актеров, которые, как и режиссеры, прошли хорошую школу телекино, великолепно показав себя во многих фильмах. Надо ли удивлять величием? Пусть звезды не гаснут: Т.Пельтцер и А.Миронов, М.Глузский и А.Ромашин, Р.Быков и А.Эйбоженко, А.Ширвиндт, С.Шакуров, Н.Олялин, В.Васильева, А.Петренко, Л.Ярмольник, Н.Гундарева, В.Меньшов, А.Ташков, Г.Беляева, Б.Хмельницкий, В.Талызина, В.Сошальский, С.Чиаурели, А.Джигарханян, Л.Касаткина, О.Янковский, Е.Проклова, А.Каменкова, М.Боярский, И.Алферова, Г.Польских, А.Мягков... Эти и многие, многие другие их коллеги-актеры страдали и ошибались, отрицали и признавали проживаемое, учили с экрана доброте и верности, трудолюбию и нежности. Но самое главное — мы вместе с ними познавали цену истины и счастья.
Документальный фильм
Слово — тоже поступок. В этом нас убеждал другой жанр телекино — документальный фильм. На этом поле игроков, равных творческому объединению "Экран", не было.
Руководство было профессиональным, но с легким оттенком цинизма. Указания (весьма авторитарные) строго исполнялись всеми структурами (и, конечно, режиссерами). Коллектив студии документальных фильмов был очень разнообразным, я бы сказал, разделенным на "виды" и "отряды", почти по Дарвину.
Первый — так называемые "признанные художники": Габрилович, Зеликин, Рабинович, Беляев. Они держались вместе, независимо, с некоторой фрондой; правда, беспрестанно искали любви у начальства. На остальные "виды" и "отряды" поглядывали свысока: так смотрят кони на пони.
Второй — хорошие производственники: Осьминин, Демин, Будков, Соболева, Толкачев, Кожин. "Ребята они ничего, — говорили "художники", — но не нашего "племени".
Был еще третий "вид" — Лисакович и Белянкин. Проработав десятилетия, они так и не ответили на вопрос, кто они, хотя были отмечены высшими званиями и премиями. Двадцать шесть серий фильма "В.И.Ленин. Страницы жизни" В.Лисаковича стоили объединению самых громких похвал Старой площади, безумной зависти в коллективе и явного его деления на две доли: "талантлив" и — "не очень, но талантлив".
Айсбергом плавала в океане творчества Галина Михайловна Шергова. Она умела все и то, что делала — высшей пробы. Она — прораб, мастер, инженер и духовный наставник документалистики — высокой публицистики и гражданского поступка.
Но все вместе — коллектив документальной студии Творческого объединения "Экран" делали очень важную и нужную продукцию. Что можно поставить им в заслугу? Прежде всего — внимание к человеку, к его внутреннему миру. Личный, я бы сказал, неофициальный разговор со зрителем. Фильмы-портреты, которые сейчас вообще исчезли как жанр. Образность монтажа, сейчас, увы, замененная словом репортера. Искренность и серьезность в подаче политических тем. А недостатки? Это своеобразие эпохи, в которой мы жили. Одно скажу, не только мне было интересно работать, потому что мы ощущали свою нужность. Все ли — не знаю.
Хроника
С чего начиналась судьба творческого объединения "Экран"? 24 февраля 1964 года на натурные съемки в Москве впервые выехали пять кинооператоров. На Шаболовке был создан ОПФ — Отдел производства фильмов. В том же 1964 году хроникеры впервые показали нам житье-бытье матушки-Родины, проехав по дорогам страны — от Москвы до Владивостока. Двадцать пять лет спустя операторов было более трехсот. Они снимали фильмы, работали за рубежом на корреспондентских пунктах системы, выезжали в бесконечные поездки по стране и миру и, конечно же, туда, где случались не только радость, но и горе. Афганистан, Никарагуа, Куба, Абхазия, Узбекистан, Карабах. Были сняты Красноярская и Братская ГЭС, Тольятти и Бурея, Сахалин и Северный Полюс, БАМ и Чернобыль... В 1990 году студия хроники наработала более двух тысяч часов кино и видеоматериала.
Всегда ли был объективен "объектив " хроники дня, представляемой творческим объединением "Экран" для показа в эфире? Безусловно, нет! Но, суммируя все успехи и недостатки жизни страны, по тому, что мы видели на телевизионных экранах, можно было представить, чем наполнен каждый день державы, что читает народ, на какой фильм не достать билет, что идет в Большом и кто из гостей посетил Эрмитаж. Шахтеры вселяли энтузиазм своими рекордами, селяне удивляли урожаями, космические полеты героев завораживали таинством Вселенной. Словом, — обо всем и обо всех. Только не всю правду. А ту, что была пропущена цензурой.
Студия хроники, без которой не могло вещать центральное телевидение страны — это "могучая кучка" мастеров, ныне ветеранов: Марина Голдовская и Вилий Горемыкин, Юрий Прокофьев и Феликс Кефчиян, Юрий Завадский и Валентин Лебедев, Юлий Чернятин и Валерий Иванов, Анатолий Автондилян и Евгений Величко, Вадим Гайдамович и Василий Марченков. Иных уж нет, а те... Разметала жизнь по разным городам и весям.
Анимация
Повествование об империи телевизионного кино — творческом объединении «Экран» — будет неполным, если мы не упомянем о самом увлекательном, трогательном, самом кропотливом в творческом плане жанре — мультипликационном. Ежегодно на суд зрителей (а большую часть этой аудитории составляли дети) представлялось до 60 часов рисованных и кукольных фильмов. Кто не знает Кота Леопольда Анатолия Резникова или не сопереживал Алисе в Стране Чудес вместе с режиссером Евгением Пружанским? Дети с удовольствием усваивали "Бабушкин урок" вместо ленивого внучонка, который не хотел помогать старушке в домашней работе (реж. Г.Тургенева). Десять вечеров мы грустили и смеялись над загадочными приключениями смешного человечка: не зря старались режиссер А.Солин и художник И.Пшеничная, чтобы их Великолепный Гоша всем нам понравился. Три с половиной часа мы блуждали по Волшебной стране, чтобы не оставить в беде девочку Элли. Фильм "Волшебник Изумрудного города" по сказке Волкова создавали десять режиссеров, десять операторов, десять художников и автор сценария А.Кумма.
Творческая состязательность, заразившая мастеров мультипликационной студии на многие годы, позволила опробовать несколько новых технологий, подготовить замечательную плеяду представителей всех профессий в жанре анимации, вывести школу Александра Татарского на общенациональный (интернациональный) уровень, а фильмы — на призовые места государственных и международных фестивалей. Их и сегодня с удовольствием смотрят во всем мире.
О тех, кто
Семнадцать лет бессменным директором объединения был Борис Михайлович Хесин. Человек неукротимой энергии и новаторства, сумевший выстроить структуру отношений так, что она смыкала воедино системы телевидения и кино на благо телевизионного кинематографа. При нем набирали творческую силу студии собственного производства.
Герман Александрович Грошев — бессменный главный редактор объединения, руководитель сценарной коллегии. Круг творческих контактов, полученное образование, собственная практика кинокритика позволяли Герману Александровичу выстраивать правильную сценарную политику не только на день сегодняшний, но и на перспективу.
Особого почтения заслуживает Валентина Николаевна Муразова. Объем и нагрузки, которыми снабжали ее документалисты, сделали из тихой, спокойной и мудрой женщины — кремень. Директор студии документального кино знала все: от содержания заявки на следующий фильм до списка удач и просчетов по всему тематическому плану месяца, квартала, года.
Можно и дальше называть тех, кто не просто наполнял своими фамилиями штатное расписание, а творил судьбу "Экрана". В объединении (на январь 1991 г.) работало 1816 человек: директора картин, ассистенты операторов и звукооператоров, операторы, звукооператоры, художники, монтажники и монтажеры, декораторы и осветители, костюмеры и реквизиторы, специалисты ремонтной службы, бухгалтеры и экономисты, редакторы и руководители студий, члены сценарной коллегии и руководители объединения...
Живым — живое, а тем, кто ушел — доброе слово и светлая память.
Итог
Все годы, что были так плодотворны в творческом плане, полные поиска и находок в сфере телевизионного кино, объединение работало не просто в контакте, а в профессиональной смычке с коллективом Телевизионного технического центра. Павильоны с их известными мастерами-операторами, кудесники света и контражура, звукооператоры и звукорежиссеры, несшие на экран полутона и грамотность речи, мелодичность песен и точность классики... Да что говорить! Что бы мы делали без цеха обработки пленки? А кто удивлял нас декорациями? Словом, наш юбилей — это и ваш праздник, дорогие ТТЦ-шники. Спасибо Вам!
Возвращаясь к главной мысли (творческому объединению "Экран" — 35 лет), следует сказать, что за 20 лет активной деятельности им создано более 36 тысяч фильмов всех жанров. За это время в коллективе было сыграно 117 свадеб, случилось 62 развода; в приказах на бумаге было наказано более 250 человек, а 712 стали Лауреатами Госпремий СССР, народными артистами СССР и РФ, Заслуженными деятелями искусства России, Заслуженными работниками культуры РФ, лауреатами многих российских, союзных и международных фестивалей телевизионных фильмов.
Уже их дети и внуки делают телевизионное кино. Какое? Судите сами...
Автор: Григорий Тараненко, кандидат филологических наук, доцент, Заслуженный работник культуры РФ, член Союза журналистов и кинематографистов РФ, академик Евразийской академии телевидения. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (СССР) и Орденом мужества (РФ).
На фото: оператор Алексей Богданов