24 июня в нашем славном городе открылся международный военно-морской салон. Открытие сопровождалось грандиозным полетом авиации, о которой приходившие коллеги с радостью рассказывали. Все каналы посчитали своим долгом сообщить о сем большом событии! Поскольку закрывается салон уже завтра – 28-го июня, то не пойти на него для меня лично было бы одним из величайших грехов текущей недели!
Встретившись в полдень на конечной станции метро Васильевского острова, мы с Ихой направились в Ленэкспо, где и проходит морской салон. Павильоны Ленэкспо расположены рядом с Морским портом. Пройти к кораблям, пришедшим в порт Петербурга, можно было свободно, однако для начала мы решили пройтись по экспозициям Салона.
Павильон №7. Здесь были представлены самые крупные участники выставки, работа которых напрямую влияет на настоящее и будущее флота. Можно перечислять многих, но у нас отчет больше культурный, нежели профессиональный, потому продолжим. Помимо различных деталей, установок и кабелей, на выставочных площадях можно было увидеть макеты современных действующих и находящихся в процессе разработки военно-морских судов. При окончании осмотра павильона был даже замечен робот, выполняющий работы по созданию, судя по всему, заклепок. Робот работал слаженно, периодически изучая находящиеся в его «ведении» материалы. Не найдя больше ничего интересного в 7-м павильоне, кроме златоустских никелированных клинков с позолотой, выполненных настолько тонко и красиво, что можно их рассматривать долго, мы направились к выходу.
Далее на нашем пути стоял
5-й павильон. Вот здесь уже было все для души! Издательство «Морской Петербург», о котором я услышала впервые; выставка некоторых экспонатов из военно-морского музея Питера; выставка работ детей (рисунки, макеты) на морскую тематику, репродукции картин Айвазовского и других маринистов; ордена, награды и плакаты времен Гражданской и Великой Отечественной войны. Описывать очень много, чуть позже выложу сканы с собранных материалов.
Покинув таки 5-й павильон, мы направились к одной из самых интересных экспозиций – военным кораблям отечественного и зарубежного флота. У причала были пришвартованы 9 кораблей – среди которых довольно известный из-за частого мелькания в новостях корвет «Стерегущий». Но, прежде всего, мы остановились у катера «Соболь» - нового катера береговой охраны, постепенно входящего в состав отечественного флота. Простояв довольно долго, мы все же прошли по трапу на катер. Рубка катера целиком оборудована техникой – первое впечатление было, что это не наши старые советские суда, где в рубке было много всего. В современной рубке установлены три системы слежения – GPS, Глонасс и 3-ю не расслышала. Как пояснил офицер, катер может управляться человеком вслепую – все сделают приборы (сразу вспомнился случай из истории нашего флота, когда именно приборы привели к катастрофе крупного советского парохода). Далее из рубки нам позволили спуститься в помещения личного состава (чего стоит только лестница на нижнюю палубу) – выполнено все довольно хорошо, удобно – такой небольшой плавучий городок на 3 дня автономного выхода в море.
Очередь? Конечно, мы выбирали, где поменьше очередь, хотя потом стало понятно – нельзя предсказать, как быстро пройдешь. Если на маленький катер была довольно небольшая, по сравнению с другими судами, очередь и мы простояли добрых минут 30, то на французский корабль мы при большей очереди прошли быстрее. Стоит отдельно сказать о форме французских морских офицеров. Отличить от наших рассейских их можно с первого взгляда – у французов помимо черного и золотого в форме также присутствует красный цвет. Младший комсостав французов заставил улыбнуться – а если быть точнее, то головные уборы французов с красными помпонами. Но посмеяться предстояло впереди. Прежде всего, мы прошли на борт одного из двух (два корабля-близнеца, соединенных трапом) «французов». Нам позволили осмотреть верхнюю палубу и капитанскую рубку (вот здесь было увидено много знакомого оборудования). Вопросы задавать офицером было бесполезно – они ни бельмеса по-русски. Осмотрев возможное на первом, мы благополучно по трапу перешли на другой корабль. Там, уперев руки в боки, стоял колоритный французский офицер – афро-француз (как сейчас принято называть). Ни улыбки, ничего – только пол-лица, скрытые под такими же черными очками. Здесь наступило самое интересное, а именно, несколько женщин, шедших следом за нами, бросились к негру фотографироваться. Что там установки и всякие разные приспособления, когда был найден такой интересный экспонат! Но это было еще не все! Среди подтянутых стройных французских военных, один из их матросов выделялся особенно – ростом и телосложением. Находившиеся на берегу посетители избрали его в качестве своего экспоната!
Окончив осмотр первых трех небольших судов, мы таки пришли к знаменитому корвету «Стерегущий». Стерегли в этот раз сам корвет. Из всего, что можно было осмотреть на сем корвете, была палуба носовой части, где народ продолжал бойко работать фотоаппаратами. Т.к. на другие палубы и в каюты нас не пустили, то перейдем к последнему сторожевому кораблю «Ярослав Мудрый». Именно на него была самая грандиозная очередь! Однако прошли мы ее всего за 30-40минут! Стоит отметить, что «Ярослав Мудрый» только недавно встал на стражу Родины, как сообщают Вести.ру, поэтому побывать на корабле, оснащенном зенитно-ракетными установками стоило, несмотря на сильно уставшие ноги и бурчащий желудок. Здесь нам предоставили больше возможности осмотреться, потрогать зенитные установки. Интересующимся матросы рассказывали о вооружении корабля, а мы с Ихой, отправились домой. На этом наш поход и предпоследний день работы Военно-морского салона окончился.
Напоследок хочется поблагодарить погоду за то, что на протяжении всего дня он только пугала редкими тяжелыми каплями, так и не заставив нас воспользоваться зонтами!
Выкладываю некоторые материалы, собранные в павильонах и просторах рунета.
Для души: Реликвии военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и связи (лицевая и обратная сторона листовок)
Центральный военно-морской музей на Бирже – обложка и форзац
Реклама выставки в «Золотой век парусного флота России» (посетили эту выставку мы еще в декабре)
Брошюра, которую мне все-таки подарили на выставке. Спасибо большое за это милому юноше – представителю «Центра Национальной Славы»
А вот и сами корабли – «Ярослав Мудрый»
и «Стерегущий»
За сим разрешите откланяться, Марина Л